Страницы
Переход
Познать непознанное
Категории

Русский след в поисках Шамбалы

Главная >> История

Русский след в поисках Шамбалы

Краткий экскурс в историю

  В середине 19 в. с лёгкой руки известной в то время русской писательницы Елены Блаватской в культуру западного мира ворвалось понятие «Шамбала». По Блаватской Шамбала – незримая мистическая страна, в которой обитают махатмы – бестелесные учителя человечества. Они общаются с «избранными» и, передавая через них послания и тайные знания, следят, чтобы человечество не сбилось с «истинного пути».
Махатмы объединены в своеобразное «всемирное правительство», так называемое «Белое Братство».

  Большую роль в популяризации Шамбалы сыграли также великий русский художник Н. Рерих, написавший серию книг и картин о Шамбале и её обитателях, и английский писатель Джеймс Хилтон, издавший в 1933 году свой роман «Новый горизонт». Это произведение сразу стало бестселлером и вскоре было экранизировано известным режиссёром Фрэнком Капра. В романе Джеймса Хилтона Шамбала называлась Шангри-Ла. Это название со временем стало торговой маркой, которая до сих пор объединяет сеть роскошных отелей, ресторанов и казино. О популярности учения об этой мистической стране можно судить по тому, что даже построенная по указанию Рузвельта в 1942 году резиденция американских президентов в Мериленде носила названия «Шангри-Ла». Позднее она была переименована и сейчас называется «Кемп-Дэвид». Блаватская, Рерих, Хилтон и огромное количество их последователей сделали Шамбалу такой же известной, как Атлантида.

  В старорусских преданиях встречаются упоминания о «диковинной стране», русском варианте Шамбалы. Называется она Беловодье, в ней тучные земли, теплые дожди, пшеница сама круглый год растёт и тучные стада по зелёным лугам ходят. И эта страна никому не принадлежит, кроме бога. В ней вся воля, вся истина живёт. Чтобы в неё попасть, нужно пройти через степи, горы и тайгу, и всё на восток, к солнцу. В энциклопедическом словаре «История Отечества с древнейших времён до наших дней» даётся следующее определение страны Беловодье:

  «Беловодье – легендарная страна свободы в русских народных преданиях 17-19 веков. По мнению старообрядцев, находилась где-то на Востоке (реальный прообраз - Бухтарминский край на Алтае)».

  Именно в Бухтарминский край стремились в поисках Беловодья образовавшиеся после раскола церкви старообрядческие общины. В старообрядческой среде была распространена легенда о святой земле, в которой богослужение идёт по старым канонам, нет воровства и пороков, нет светского суда, и живут все по христианскому обычаю, но попасть туда смогут лишь благочестивые люди.

  Последним реальным географическим пунктом пути в Беловодье в легенде была указана долина реки Бухтармы. Именно её стали считать той сказочной страной, где «мужицкая земля без чиновников и попов». Но достигнув и освоив Бухтарминский край, русские переселенцы разочаровались в таком варианте Беловодья – слишком расходилась реальность с мечтой.

  В новых поисках Беловодья его местоположение отодвинулось на юго-восток, на границу с Уйгурией.

  Индусы и тибетцы, также ищущие Шамбалу, определяли её местоположение на северо-востоке от мест своего проживания, и также постоянно отодвигали его всё дальше и дальше. В итоге местоположение Шамбалы получилось опять же в Уйгурии, в горах Кунь-Лунь.

  Различие в поиске заключалось в том, что тибетцы и индусы искали Шамбалу больше в духовном плане, а русские искали реальное место, в котором хотели жить. Без всякой мистики.

  С 18 по 20 век регулярно совершались походы из России, с целью найти Беловодье. Наиболее известны походы под предводительством братьев Бобровых. Отряд перешёл через хребты Тянь-Шаня и двигаясь далее на юг достиг озера Лобнор и селения Чарклык. Там переселенцы остановились на некоторое время, но поскольку пустынные окрестности озера слабо напоминали описания мистической страны, большая часть участников похода двинулась дальше на юг и достигла урочища Гас.

  Окрестности озера Гас в целом были ещё менее гостеприимны, чем окрестности озера Лобнор, но у истоков реки Ногын-Гол удалось отыскать пригодные для жизни земли. Менее чем через год среди участников похода произошёл раскол и часть семей решили вернуться в Бухтарминскую долину. Оставшаяся часть видимо осталась жить в этом районе Тибета. Косвенным подтверждением этого предположения может служить описанный в 1892 году известным путешественником В. Рокхиллом случай, когда тибетские власти не пускали на паломничество в Лхасу (столицу Тибета) некоторых детей, заявляя, что они русские, т.к. у них были европейские черты лица. Видимо это были русские староверы, т.к. других упоминаний о европейцах в Тибете в 1880-х годах не обнаружено. Нашли ли русские переселенцы свою Шамбалу-Белоречье доподлинно неизвестно.

  Как и многие мистические поверья, Шамбала не избежала вовлечения в политику. И как ни странно впервые это произошло в России.

  Бурятский монах Агван Доржиев (1854 – 1938) обучался в Лхасе и, со временем, стал наставником по философским диспутам для тринадцатого далай-ламы. В то время Китай и Великобритания вели закулисную борьбу по установления контроля над Тибетом. Поскольку Доржиеву, в силу его бурятского происхождения, Россия была значительно ближе, нежели Китай или Британия, он убедил далай-ламу обратиться за поддержкой к России.

  Доржиев сумел убедить далай-ламу, что Россия и есть Шамбала, а Николай Второй – реинкарнация основателя школы Гелуг ламы Цонкапы. Министром иностранных дел в это время (1898 г.) был князь Эспер Ухтомский, который проявлял глубокий интерес к восточной культуре вообще и «ламаистской» культуре в частности. Позднее он даже написал о ней несколько книг.

  Князь Ухтомский устроил встречу императора с Доржиевым. Эта аудиенция была первой, где Доржиев был официальным представителем далай-ламы. В дальнейшем, будучи посредником между императором и далай-ламой, Доржиев несколько раз путешествовал из России в Тибет и обратно, но, несмотря на все усилия, так и не сумел заручиться военной поддержкой России. Единственным результатом его переговоров с императором стало строительство буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге.

  Следующее вовлечение учения о Шамбале произошло во время Гражданской войны.

  Произошло это «вовлечение» посредством деятельности белогвардейского офицера барона Романа Фёдоровича фон Унгерн-Штермберга. Летом 1917 года для борьбы с большевиками Унгерн был направлен в Забайкалье, под командование генерал-лейтенанта Семёнова.

Обосновавшись в Даурии, унгерн формирует Азиатскую дивизию, состоящую в основном из бурятов и монголов. Будучи потомственным буддистом (находясь в Индии, буддизм принял его дед) барон Унгерн объявляет себя царём Шамбалы и ставит своей целью спасение мира от новых варваров – большевиков.

  Его Азиатская дивизия становится войнами Шамбалы. Себя фон Унгерн считает одновременно и потомком Романова и потомком Чингисхана. В 1919 году Семёнов присваивает Унгерну звание генерал-лейтенанта. Главным военным успехом барона становится по истине мистическое взятие им столицы Монголии - города Урги (ныне Улан-Батор). Город был взят с третьей попытки, несмотря на двадцатикратное превосходство удерживающих его китайцев в живой силе и вооружении. После этого успеха верховный духовный владыка монголов провозгласил Унгерна богом войны – Махакалой. Унгерн – единственный из европейцев, удостоенный этого титула.

  После этого успеха барон некоторое время не совершал никаких военных действий, но, несмотря на то, что белые были разбиты практически повсеместно, вынашивал планы победы над большевиками.
Спасение России он видел в грандиозной азиатской коалиции, подобной империи Чингисхана, ему представлялись сотни тысяч всадников, политруки-шаманы и руины европейских столиц.

  В мистическом мировоззрении барона это было вполне возможно. Для начала фон Унгерн бросается побеждать большевизм в России во главе своих воинов Шамбалы. Но его же воины связали спящего «царя Шамбалы» и оставили его в шатре. Когда красноармейцы наткнулись на связанного, оборванного, грязного человека, они и представить не могли, что к ним в руки попала такая фигура. Однако, сам фон Унгерн, с большим трудом, сумел доказать красноармейцам, что он и есть командир Азиатской дивизии, барон фон Унгерн, за что и был расстрелян 16 сентября 1921 года по приговору военного трибунала председателем Сибирской ЧК Иваном Павлуновским.

  Всё, что было известно о Шамбале – санскрит, арии, Священные Законы, святыни, власть над людьми и над временем, телепатия и гипноз – всё, что так привлекало и причудливо переплеталось в сознании барона фон Унгерна, со временем стало приманкой для НКВД и Гитлера и заставляло их отправлять экспедиции в Тибет на поиски Шамбалы.

  Среди руководства ВКП(б) начала 20-х годов существовало две линии отношения к Тибету: прагматическая и мистическая.

  Первую «возглавлял» нарком иностранных дел Чичерин, и основным направлением её работы продолжало оставаться традиционное для России сдерживание Великобритании на Тибетских рубежах, а также, по возможности, продвижение идей мировой революции.

  Приверженцы второй линии, которой покровительствовали Дзержинский и Блюмкин, искали высшее знание Шамбалы, которое хотели применить для усовершенствования социализма. Идейным вдохновителем этого движения, а также его мозгом и двигателем был географ, врач, писатель Александр Васильевич Барченко, который к тому же утверждал, что он обладает способностями к телепатии. Он создал тайную организацию – «Единое трудовое братство» - для активного изучения научного наследия Шамбалы.

  Барченко организовал экспедицию в Тибет в 1925 году. На её финансирование была выделена огромная по тем временам сумма – 600 тысяч долларов. Но дабы не допустить приобщения к тайному знанию случайных людей, в последний момент Барченко в экспедиции отказывают, и отправляют в Тибет на поиски тайн Шамбалы проверенного большевика – Якова Блюмкина, того самого, который в 1918 году убил графа Мирбаха, германского посла в России. В сентябре 1925 года Яков Блюмкин примыкает к экспедиции Н. Рериха и проходит с ней весь Тибет и Западный Китай.

  В Советском Союзе вскоре побеждает тезис «религия – опиум для народа», а к 1937 году советская власть настолько окрепла, что отпала необходимость в каком-либо тайном знании. С 1936 по 1938 годы все члены «Единого трудового братства» были арестованы и расстреляны. Был арестован и Агван Доржиев, который всё ещё являлся представителем далай-ламы в России. Он умер в тюрьме НКВД в первый месяц ареста.

  Экспедиция в Тибет 1925-1932 годов под руководством Н.К. Рериха была первой американской экспедицией в Центральную Азию, и хотя сам Рерих отдал много времени изучению Шамбалы, целью экспедиции не был её поиск. В большей степени это была не экспедиция, а дипломатическая миссия, ставившая перед собой две цели.

  Первая цель – достижение столицы Тибета Лхасы и провозглашение Н.К. Рериха главой западных буддистов и воплощением 25-го властелина Шамбалы Ригдан-Джано.

  Вторая цель – объединение буддийских народов Азии, с целью создания новой страны, объединяющей Тибет, Монголию, Сибирь и даже Калмыкию.

  Как Н. Рерих рассчитывал воплотить свой замысел в жизнь – одному Будде известно. В своём письме президенту США он писал: «Великое государство возродится на Востоке… Союз народов Азии – решённое дело, союз племён и народов будет существовать постоянно, это будет нечто вроде Федерации стран.»

  Как ни странно, художник и большой эстет Николай Рерих продвигал в массы те же идеи о новой буддийской стране, которые с саблей в руках во главе Азиатской дивизии продвигал барон фон Унгерн.

  Однако, ни американский статус экспедиции, ни самопрвозглашение Рериха главой западных буддистов не помогло ему в достижении поставленных целей. Далай-лама отказался впустить экспедицию Рериха в Лхасу, и, после бесплодного ожидания, экспедиция Рериха пошла через Тибет и Уйгурию в Россию. С этого момента Николай Рерих сосредоточился на поэтизации образа Шамбалы, его картины навсегда войдут в культурный фонд человечества.

  В вольном переводе с тибетского Шамбала означает «источник счастья». Человек всегда будет мечтать о царстве добра, гармонии, справедливости и изобилия. Поэтому Шамбала вечна и бессмертна. Шамбала – вечный горизонт человечества. К нему нужно стремиться, но при этом не забывать, что горизонт – это воображаемая и недосягаемая линия.

Читайте также:
Лемурия. Тайна исчезнувшей цивилизации

А ещё ищут:

поиски нквд беловодья
белоречье рериха
белоречье шамбала
секта белоречье
шамбала рерих белоречье

Поддержите нас ссылкой в соц. сетях!

Похожие записи

Ваши комментарии приветствуются!

Эту запись еще никто не комментировал!

Комментировать

Ваше имя
Комментарий
Подтвердите, что Ваш комментарий не спам!